«Почему ребенку учиться неинтересно?»

 

Я уже долгое время помогаю детям разрешать проблемы с обучением. Это убеждение выглядит так: "Все дети хотят учиться хорошо". Но важно еще уметь учиться хорошо. А умеют - не все. А учиться плохо - кому же хочется!

 

«Почему ребенку учиться неинтересно?» С таким обращением, который можно назвать «криком родительской души» к нам часто обращаются родители. Последний раз мы обсуждали совместно с родителями эту тему на заседании Родительской беседки. И ответить на их вопрос «Почему?» не всегда бывает легко. Часто мы слышим от родителей и учителей такую фразу: «Он способный, но ленится!». Тогда мы задаем им вопрос: «А что лежит в основе лени, почему он ленится? Ведь не лень же ему делать то, что ему интересно: играть в компьютерную игру, гонять с мальчишками мяч во дворе и т.д. Там ведь тоже бывает трудно. Иногда дети по нескольку часов могут изучать правила новой игры, ошибаются, и берутся вновь. Почему же с учебой в школе так не происходит?» Значит, не интересно, или трудно, или не видит цели, зачем ему нужно преодолевать препятствия?

 

Человек – существо разумное, то есть познавательная потребность есть у каждого человека. И мы всю жизнь этим занимаемся. Так почему же родители констатируют факт, что их ребенок не хочет учиться? Может быть, есть очень большие препятствия на этом пути, и правильнее было бы сказать, что ребенок не не хочет, а не может учиться?

 

Ответить на все эти вопросы однозначно не получается. Ведь каждый человек уникален и неповторим, и, несмотря на то, что проблемы похожи, у каждого ребенка это происходит по-своему. Поэтому и стратегия помощи каждому ребенку разная. Думаю, что в рамках данной статьи нет возможности и необходимости подробно останавливаться на каждой конкретной причине, перечислим лишь те, с которыми мне приходилось работать:

  • Недостаточное развитие психических функций (память, внимание, логическое мышление, контроль над эмоциями и поведением).

  • Низкая стрессоустойчивость, которая зависит от индивидуального латерального профиля (индивидуального сочетания ведущего полушария мозга и ведущих модальностей: глаз, ухо, рука, нога)

  • Отношение к ребенку не как к субъекту, а как к объекту обучения.

    Такой ребенок чувствует себя в школе неуверенно, ситуация ему кажется непредсказуемой, он не знает, что может управлять своим обучением, ему кажется, что от него ничего не зависит.

 

  • Особенности темперамента

  • Наличие хронических соматических заболеваний

  • Конфликтные отношения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»

  • Недостаточная учебная мотивация

  • Протестные реакции ребенка на что-то происходящее в семье.

    Некоторые дети на дисгармоничную семейную обстановку реагируют болезнями, некоторые - асоциальным поведением, некоторые - потерей интереса к учебе. Помогают изменения в семейных отношениях и занятия с ребенком по формированию его собственных целей в учебе.

 

  •  Недостаточная сформированность простых учебных умений и навыков.

    Она может быть незаметной, потому что всем (и ребенку в том числе) кажется, что "он это умеет, это же само собой разумеется". Примеры таких "скрытых ям": счет через десяток, навык выделения главного в тексте, чтение с пониманием, организация выполнения домашних заданий. Помогает - работа по определению несформированных умений и навыков и до развитие их до адекватного состояния.

    Конечно, этот список еще можно продолжать и продолжать, и каждый практикующий психолог может с легкостью это сделать. Но суть не в этом. Думаю, что родители, которым доведется читать эту статью, поймут, что причины слабой успеваемости в школе их ребенка или нежелание учиться – это не просто от лени, что проблема бывает гораздо глубже, и не всегда лежит на поверхности. И разобраться с этим, и, самое главное, помочь ребенку, можно в компании со специалистом – психологом. Но, к сожалению, не многие родители это понимают, и упускают время, нанимая репетиторов уже в начальной школе. Тем временем, существует такое понятие как «сензитивный период развития», т.е. наиболее восприимчивый к развитию той или иной функции. Упуская этот период, мы теряем возможность быстро и легко устранить проблему.

    Что делать? Исправлять упущения, целенаправленно, день за днем менять установившуюся поведенческую модель взаимоотношений, строить новую. И хвалить, почаще хвалить ребенка. Это одна из главных мотиваций на учебу. Нам часто приходится сталкиваться с тем, что обращаются с этой проблемой родители подростков, уже прошедшие ни одного репетитора, а воз и ныне там. Да, и подросткам можно помочь, но работать уже надо дольше и интенсивнее, чем с ребенком начальной школы. Поэтому, пользуясь случаем, призываю родителей: не тяните время, если видите, что ваш ребенок учится с трудом или не хочет учиться. Обращайтесь к психологу, прежде, чем нанимать репетитора, ведь сначала нужно выяснить все причины данного явления, а не только бороться со следствием.

    И, в заключение, по поводу учебной мотивации есть замечательная книга и специальная заключительная глава в ней - "Как общаться с ребенком?", "Общаться с ребенком...Так" Ю. Б. Гиппенрейтер. Преимущество этой книги в том, что она показывает наглядно на примере подростка и его бабушки, что мотивация к учебе может восстановиться, если во взрослом человеке есть ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ, НАСТОЙЧИВОСТЬ и ЦЕЛЬ.

    Я желаю всем родителям преумножить в себе эти качества и пользоваться ими не только в учебное время.

     

                                   Педагог – психолог                       Игнатенко Л.Х.

 

Контактный центр Губернатора МО            8 (800) 550-50-30

Мы в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru