Инновационные технологии

Инновационная технология социальной работы

«Работа с сетью социальных контактов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»

Главные цели Программы  

- развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и  детьми;

- укрепление гражданского общества путем оказания поддержки семье, находящейся в   трудной жизненной ситуации;

- формирование единого реабилитационного пространства для несовершеннолетних   «группы риска»;

- обеспечение непрерывности единого подхода к проведению профилактической и  реабилитационной работы с семьями и детьми;

- обеспечение индивидуальной системы социального психолого-педагогического сопровождения семьи и детей;

- эффективное использование внутреннего потенциала личности и семьи в разрешении  трудной жизненной ситуации

Ожидаемые конечные результаты

- предупреждение распада семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- восстановление детско-родительских отношений;          

- эффективная нормализация социальной ситуации развития ребенка;

- снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии, снижение количества эмоциональных и психических срывов в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

 

Содержание метода

«Работа с сетью социальных контактов»

 

В основе метода лежит разработанный за рубежом (в частности, в Швеции) метод работы с социально неблагополучными детьми и их семьями через содействие дальнейшему контакту с семьей и сетью социального окружения ребенка.

Основные цели метода:

- развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и детьми;

- совершенствование межведомственного взаимодействия различных структур и более конструктивное использование имеющихся ресурсов в работе с проблемными семьями;

- сокращение сроков пребывания детей в государственных учреждениях, предотвращение ситуаций проживания детей вне семьи;

- снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Целевая группа: дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Для того, чтобы как можно быстрее и эффективнее нормализовать социальную ситуацию развития ребенка, необходимо работать над его отношениями с семьей и родными, а также ближайшим социальным окружением. Работа с социальной сетью – это эффективный способ обнаружить и активизировать тот потенциал и те ресурсы, которые имеются в окружении ребенка в данный момент или были в его прошлом.

Как правило, специалисты социальных служб включаются в работу с семьей, обремененной своими мультипроблемами, в тот период, когда нарушаются (или разрушаются) ее связи с социальными институтами, и семья не в состоянии восстановить их собственными силами.

Метод работы с сетью социальных контактов основан на социально-экологической теории систем, которая заключается в представлении о том, что все мы являемся частью различных систем: семья родственники мамы, родственники папы, детский сад, школа, соседи, клубные, дворовые друзья, различные организации и ведомства и т.д. Эти системы взаимодействуют между собой, мы подвергаемся влиянию этих систем. Если в одной из систем возникают проблемы, они так или иначе отражаются на всех членах этой системы, также и на других системах.

Сетевой метод позволяет всесторонне изучить, мобилизовать и восстановить социальное окружение и контакты ребенка и его семьи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, использовать внутренний потенциал самой семьи, вернуть ей способность быть ответственной за судьбу своих детей.

Контактную сеть можно использовать как в профилактической работе с детьми, так и в целях реабилитации при проведении терапевтической работы с ребенком и его семьей на момент выпуска ребенка из государственного учреждения.

За время работы Центра «Согласие» сформировалась практика активного взаимодействия с другими ведомствами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через обмен информацией о поступающих детях, принимаемых мерах, консолидированные действия в отношении их семей.

Практика работы по этому методу показала эффективность действительно индивидуальной профилактической работы с самыми сложными ситуациями.

Сущность сетевого метода заключается во включении самих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их родителей в работу по оказанию помощи.

Работа после сетевой встреч - заключается в реализации тех позитивных    и конструктивных   решений,   предложений,   найденных   в     процессе   встречи. В   эту   работу   включаются   уже   не   только специалисты и     чиновники по долгу службы, но и   лично   заинтересованные   участники     социальной сети: родственники, друзья, соседи и т.д.   Опыт   работы по   данной методике показывает, что   самое   трудное   начинается именно         после встречи, т.к. это требует мобилизации внутренних сил окружения.

 

Мероприятия по реализации программы:

- проведение сетевой диагностической работы с социальным окружением ребенка;

- организация и проведение сетевых встреч с социальным окружением ребенка;

- социальное сопровождение семьи после сетевой встречи.

 

Мониторинг проведенных сетевых встреч показал:

- сокращение сроков пребывания несовершеннолетних в стационаре учреждения;

- увеличение числа детей возращенных в семью;

- оздоровление межличностных отношений в ближайшем окружении ребенка;

- мобилизация потенциала ближайшего окружения ребенка.

 

Работа по данной технологии позволяет расширить реабилитационную работу с семьей и ребенком вне стационара и учреждения, не требует дополнительных экономических затрат.

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММа

«ИНТЕНСИВНАЯ  СЕМЕЙНАЯ ТЕРАПИЯ»

 

Цель программы:

- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- профилактика социального сиротства;

 

Задачи:

-   превентивная коррекция девиантных форм поведения;

-   развитие и повышение эффективности системной социальной работы с семьями и

-   детьми   «группы риска»;

-   сопровождения семьи и детей;

-   эффективное использование внутреннего потенциала личности и семьи в разрешении трудной жизненной ситуации.

-   укрепление семейных связей и климата в семье;

-   восстановление контактов ребенка/подростка с позитивными группами друзей и прекращение контактов с негативной средой;

-   повышение у ребенка/подростка интереса к учебе;

-   организация свободного времени ребенка/подростка;

 

Ожидаемый результат:

- укрепление сплоченности всех членов семьи;

- восстановление контактов ребенка с друзьями, оказывающими положительное социальное влияние;

- улучшение успехов ребенка в школе;

- активное вовлечение ребенка в организацию досуга с положительной направленностью;

- укрепление контактов между семьей и ближайшим окружением;

- приобретение семьей опыта, навыков и приемов, которые могут помочь ей самостоятельно решать проблемы и трудности, возникающие в будущем.

- снижение уровня безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних;

- восстановление детско-родительских отношений;          

- эффективная нормализация социальной ситуации развития ребенка;

- снижение уровня социальной напряженности, тревожности или агрессии, количества   эмоциональных и психических срывов в семьях, оказавшихся в трудной   жизненной ситуации.

 

Реализация проекта осуществляеться через работу мобильных выездных бригад специалистов, разработку поэтапных программ социальной реабилитации семьи и ребенка.

 

Данный метод работы основан на том, что взаимодействие с семьей строится с использованием командного метода работы, т. е. с семьей работает не один человек, а трое, по необходимости подключаются и другие специалисты: координатор, специалист по социальной работе, психолог. Такой подход свидетельствует о том, что проблема анализируется с разных точек зрения, и собирается информация со всех уровней взаимодействия.

 

Принципы семейной терапии

  • ·    Семья – ключ к достижению долговременного результата. Наиболее эффективный способ помощи ребенку/подростку – это помощь его семье.
  • ·    Отношение к родителям, как к равноценным и полноправным партнерам. Терапевты не берут на себя выполнения тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно. Семья сама формулирует цель терапии и определяет время домашних посещений.
  • ·    Терапия охватывает все проблемы, существующие в семье.

 

Цель:

  • ·    укрепление семейных связей и климата в семье;
  • ·    восстановление контактов ребенка/подростка с позитивными группами друзей и прекращение контактов с негативной средой;
  • ·    повышение у ребенка/подростка интереса к учебе;
  • ·    организация свободного времени ребенка/подростка;
  • ·    усиление контактов между семьей и социальным окружением;
  • ·    приобретение семьей навыков самостоятельного решения возможных проблем.

 

Виды услуг, которые оказывают социальные работники:

Психолого-педагогическая работа с семьей:

¨      Психологическая поддержка (беседа с целью успокоить, вывести из депрессии, поднять настроение, психологическое консультирование по вопросам внутрисемейных отношений и потребности ребенка)

¨      Обучение родителей навыкам ухода за ребенком

¨      Вовлечение родителей в группы взаимопомощи

¨      Посредничество в конфликте (внутри семьи или с окружением)

 

Социально-правовая помощь:

¨      Посредничество при трудоустройстве родителей

¨      Помощь в оформлении отсутствующих документов

¨      Содействие в оформлении государственных пособий, пенсий, субсидий

 

Содействие обучению и развитию ребенка:

¨      Устройство ребенка в детский сад

¨      Устройство ребенка на профессиональное обучение

¨      Устройство ребенка на реабилитационные мероприятия

¨      Устройство ребенка в клуб, секцию, дополнительное обучение

 

Содействие защите здоровья и оздоровление ребенка:

¨      Устройство ребенка на оздоровление

¨      Организация для ребенка медицинского обследования или ухода

¨      Помощь в покупке специального оборудования для ухода за ребенком с особыми потребностями

¨      Покупка лекарств для ребенка

 

Сотрудничество с организациями, которые связаны с защитой интересов ребенка:

¨      Представление интересов ребенка перед администрацией школы, контроль за посещаемостью занятий ребенком

¨      Представление интересов ребенка перед органами государственной и местной власти

¨      Привлечение участкового инспектора милиции с целью прекращения пьянства и насилия в семье

¨      Представление интересов ребенка перед органами опеки и попечительства (переписка сними, информирование о состоянии ребенка, участие в совещаниях)

¨      Организация юридических консультация по защите имущественных прав ребенка

¨      Привлечение религиозных организаций к помощи семье

¨      Содействие восстановлению контактов между родителями и детьми, которые находятся в интернатных учреждениях

 

Вовлечение родственников и других лиц в заботу о ребенке:

¨      Помощь в оформлении опеки родственнику ребенка

¨      Вовлечение других родственников (кроме родителей)

¨      Содействие устройству на воспитание в приемную семью

Внимание! Актуально для родителей
Индивидуальные и групповые занятия, направленные на профилактику и снижение гиперактивности
Гиперактивность.pdf
Adobe Acrobat документ 315.3 KB

Контактный центр Губернатора МО            8 (800) 550-50-30

Мы в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru